Как поставить свет, чтобы не было бликов | Ghost Studio
cover
2025-06-19 • 5 мин. чтения

Как поставить свет, чтобы не было бликов

светначинающим

Полное руководство — от теории отражения до практических советов по расстановке приборов, работе с очками и выбору оборудования.

1. Почему возникает блик и чем он опасен

Определение. Блик — это жёсткое отражение источника света от гладкой (спекулярной) поверхности: очков, глянцевого корпуса микрофона, экрана ноутбука, лакированного стола.

Проблемы:

2. Основы управления светом

  1. Закон зеркального отражения. Угол падения равен углу отражения; значит, если вы видите источник света в той же плоскости, что и камера, — получите блик.

  2. Жёсткий vs рассеянный (soft) свет. Чем больше площадь источника по отношению к объекту, тем мягче тени и слабее блики.

  3. Обратный квадрат расстояния. Увеличивая дистанцию, вы снижаете интенсивность, но не меняете угол отражения; бликов меньше не станет, пока свет остаётся в «зоне отражения».

3. Классическая трёхточечная схема и её доработка под подкасты

Key light

Расположение: 45° сбоку и чуть выше уровня глаз.
Цель: формирует объём и основные тени.
Совет: используйте софтбокс с диффузором или сотами (grid), чтобы смягчить отражения.

Fill light

Расположение: с другой стороны камеры, ниже по мощности.
Цель: заполняет тени.
Совет: замените лампу на белый отражатель — он мягче и не создаёт бликов.

Back/Hair light

Расположение: позади и сверху ведущего.
Цель: отделяет от фона, создаёт контур.
Совет: используйте флаг, чтобы свет не падал на очки и микрофон.

4. Распространённые причины бликов в студии

  1. Очки спикера. Прямой фронтальный свет попадает в линзы.
  2. Глянцевые микрофоны и аксессуары. Блестящая краска отражает LED-панели.
  3. Мониторы, планшеты, смартфоны. Особенно, когда они лежат под углом 45° на столе.
  4. Лакированный стол или стеклянная столешница.

Решения: поднять источник, сместить в сторону, заменить поверхность матовой плёнкой, применить поляризационные фильтры на объективе.

5. Пошаговая настройка света «без бликов»

  1. Погасите верхний офисный свет. Он даёт неконтролируемые отражения.
  2. Установите key-light на журавле выше линии взгляда, под углом ≈45° к камере и ведущему.
  3. Добавьте диффузор или большой софтбокс (90×60 см и более). Можно использовать соты для сужения пучка.
  4. Проверьте отражения. Держите чёрную акриловую пластину или смартфон в режиме тёмного экрана возле камеры — если в ней виден свет, зритель тоже увидит блик. Регулируйте угол.
  5. Заполняющий свет замените отражателем (белая или серебристая вспка). Расположите с противоположной стороны, ниже, так, чтобы он не попадал прямо в линзы.
  6. Отсечь лишнее. Используйте флаги, гобы или чёрный пенокартон, чтобы «вырезать» световые лучи, попадающие на блестящие поверхности.
  7. Оцените очки. Если блики остаются, попросите ведущего слегка наклонить дужки назад или переведите свет в позицию «рама-лампа» (над камерой, наклонён вниз на 30–40°).
  8. Установите back-light. Высоко, чуть позади — светит на затылок, не попадает в объектив.
  9. При необходимости — поляризационный фильтр на объективе для уменьшения бликов от неметаллических поверхностей.
  10. Тест и запись. Используйте зебру или false-color на мониторе камеры, чтобы найти и убрать «выбитые» зоны.

6. Выбор оборудования

7. Особые случаи

8. Цветовая температура и баланс

9. Инструменты контроля

10. Чек-лист перед записью

  1. Офисные светильники выключены.
  2. Key и Fill light смягчены и не попадают прямо на блестящие объекты.
  3. Back-light размещён выше головы и не светит в камеру.
  4. Очки ведущего проверены на блики и, при необходимости, наклонены.
  5. Поверхности стола и декора матовые или покрыты плёнкой/тканью.
  6. Камера оснащена circular PL при необходимости.
  7. Сделан тестовый ролик (30 с): проверены углы и пересвет.

Заключение

Борьба с бликами — это геометрия + рассеивание. Чем больше и мягче источник, и чем дальше его отражение от оптической оси камеры, тем чище кадр. Планируйте свет на этапе дизайна студии: матовые материалы, контролируемые LED-панели и флаги обходятся дешевле, чем исправления в пост-продакшн.

Хотите записаться?

Забронировать студию
🎙️ Как выбрать микрофон для подкаста, чтобы звучать как в профессиональной студии
Предыдущая статья

🎙️ Как выбрать микрофон для подкаста, чтобы звучать как в профессиональной студии